Шрифты, которые вас окружают (Часть 2 из 4)

Оригинальная статья. Сюда копируется для истории.
Начало:
Часть 1

История типографики

Прорыв в книжном производстве
Формально типографика как наука началась с изобретения Гуттенбергом печатного станка в XV веке. Если раньше монахи вручную переписывали книги, применялась ксилография, то с появлением тиражной печати остро встал вопрос создания шрифтов, потому что теперь все завертелось.


Страница из первой напечатанной Гуттенбергом Библии.

Иоганн Гуттенберг создал наборную форму из свинцовых букв. В такой форме металлические буквы укладывались как в тетрисе, составляя текст всей страницы. Этот набор еще называют металлическим. Больше всего способ печати напоминает обычные современные печати, которые постоянно требуют в банках и не пропускают без них ни одной бумажки.

Новый способ печати позволил тиражировать книги и использовать разнообразные шрифты. Дело в том, что Гуттенберг в качестве первого наборного шрифта использовал готические буквы, потому что тогда так было принято писать в Германии. Узкая форма готического шрифта в Библии связана еще с большой длиной слов в немецком языке. Но сама технология позволяла использовать любую гарнитуру, которую ты создашь, в рамках технических ограничений.


Ручной металлический набор. Каждая металлическая деталь — оттиск одной буквы или знака, включая пробелы или знаки препинания.

Печатать тексты с оттисков научились за тысячелетия до Гуттенберга, но именно он придумал как поставить производство на поток. Его значение в печати примерно как у Форда, который не изобретал конвейер, но придумал как на нем собирать автомобили.

Нормальный шрифт

Проблема готичного письма была в том, что неподготовленному человеку читать такой текст было трудно. Примерно так же, как сейчас не все могут оценить хорошее вино или современное искусство.

В 1470 году в Венеции гравер Николя Жансон создал гарнитуру имени себя — Jenson. Читать ее было значительно проще. Его шрифт быстро набрал популярность, и с тех пор мы набираем текст шрифтами, похожими на Жансон. Готичные же шрифты остались для расстановки акцентов или стилистических оформлений в духе Средневековья.


Разворот книги «О знаменитых мужах», напечатанной Николя Жансоном около 1474 года. Экземпляр из Баварской государственной библиотеки.

«Нормальные», не сказочные, буквы придумали еще в Древнем Риме, но к средним векам о них уже забыли, потому что население в основе своей было безграмотным и после Тёмных веков. Читать и писать умели лишь единицы.

Колонна Траяна
Колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Триумф императора запечатлён в форме скульптурного декора площади, изображающего дакийцев и военные трофеи, а также в форме рельефов колонны Траяна, повествующих о завоевании Дакии.

В современном Риме сохранилась Колонна Траяна. Для оформления текста на колонне используется римская заглавная форма письма, которую применяли в основном в эпиграфике. Судя по всему, от этой практики пошла мода писать названия организаций большими буквами на табличках.


Фрагмент текста с Колонны Траяна.

Как видно, заглавные буквы римского эпиграфического письма (также известного как «римская капитель») больше напоминают нам современные шрифты, гарнитуру Жансон. Они совсем не похожи на готическое письмо, использованное в Библиях Гуттенберга.

Если ад существует, он, безусловно, компьютеризирован
Следующие пятьсот лет происходили важные события для типографов: появление курсива, чистой типографики, кеглей, гротесков и прочего, но для читателей важный момент наступил только в 1944 году, когда во Франции появился фотонабор. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он позволил значительно ускорить и упростить процесс допечатной подготовки.

Современная типографика стала возможной благодаря компьютерному набору и издательским программам. Все известные шрифты, которые прежде были только в металлическом виде, оцифровали. Векторная графика позволила реализовать любые типографские фантазии. Только в 2009 году браузеры научились поддерживать все шрифты для веб-страниц. До этого существовал только ограниченный объем из пары десятков «безопасных» шрифтов, что сильно ограничивало творческие возможности веб-дизайнеров.

Продолжение:
Часть 3
Часть 4

Отправить
Поделиться