Rose debug info
---------------

Темур Саъдий: «Мне 26, выгляжу на 16»

В этот раз, я решил немного разбавить мои интервью. С дизайнером и арт-директором «Мото мото» Темуром Саъдий провел беседу Шерзод Мирзаахмедов.

Я надеюсь, что вам понравится такой подход и я постараюсь разнообразить свои серьезные щи более практичными вопросами от других дизайнеров, которые они хотели бы задать своим коллегам. Интервью вышло супердлинным, но я не стал делить его на две части — неудачный опыт уже имеется.

Привет, Темур! Для начала расскажи о себе.
Сегодня я был на втором дне мастеркласса Виктора Меламеда, просто офигенного иллюстратора, преподавателя и куратора иллюстрации Британки в Москве. Я под большим впечатлением.

Мне 26, выгляжу на 16. Родился в Ташкенте. Дизайном начал заниматься с 2009 (получил первый заказ на фрилансе). Учился в ТГЭУ (бывш. Нархоз) на МЭО по специальности «Банковское дело». Проходил практику в банке. Пару раз уснул во время практики и понял что банковское дело не для меня.

В агентствах начал работать с лета 2011 в Брендбоксе. Проработал полтора года. С начала 2013 ушел во фриланс. Летом этого же года попал в «Джи-форс грей» Ташкентский. Десять месяцев там и снова во фриланс. С конца лета 2014 начал работу в Ди-ти-джи (DTG), которое позже стало «Мото мото». До «Мото мото» я работал граф. дизайнером. А в «Мото мото» пришел арт-диром, кем сейчас и являюсь.

Еще я учуcь сейчас в Высшей Школе Брендинга на специальности «Бренд-дизайн». Хобби — баскетбол. Немного баскетболоман. Я есть в Фейсбуке.

Круто! А расскажи как ты пришел в сферу дизайна?
У меня в 2005 году появился комп. Я установил себе несколько графических редакторов и учился по статейкам наносить эффекты всякие на картинки. С дизайном ничего общего не имело, но я натаскался в фотошопах всяких штук делать.

В 2008 году решил попробовать, по совету друга, поучаствовать в конкурсах на лого на fl.ru.Мотивация была предельно простая: нарисовал закорючку — получил 400 $. Начал с этого момента участвовать в конкурсах. Не выиграл ни один, но набил руку и собрал портфолио. Между делом читал профессиональную литературу.

Расскажи о твоем первом опыте. Что, когда и для кого ты это делал?
Мой первый коммерческий проект состоялся в 2009 году. Я делал фирменный стиль и логотип для «Амега энерджи». Помню, тогда за этот проект я получил 250 $.

Так выглядят 250 $

Как я понял у тебя довольно напряженный график, даже сегодня, в воскресенье, ты меня предупредил, что освободишься только к девяти вечера. С чем это связано? Фриланс? Хобби?
Сегодня я был на втором дне мастеркласса Виктора Меламеда, просто офигенного иллюстратора, преподавателя и куратора иллюстрации Британки в Москве. Я под большим впечатлением.

А график напряженный, потому что куча проектов в «Мото мото», учеба и хобби ? Фриланс проекты не беру совсем. Все проходит через «Мото мото». Так проще жить)

Тебе не кажется что ты слишком много времени работаешь?
Нет, совсем. Мне нравится то что я делаю. Делаю это с удовольствием ?

И на самом деле я могу устроить себе отдых в любой момент. Пусть небольшой, на полчасика, но все же отдых.

Понятно. Продолжая тему рабочего графика: как ты планируешь свой график на день/неделю? Планируешь ли ты вообще или живешь настоящим?
Планирую основные события, по проектам меня ориентируют менеджеры. Там делаю как скажут, так за ними сложно уследить. Подробный план на день складывается только утром ?

Довольно своеобразный подход! Расскажи о своем инструментарии.

  • Карандаш, ручка или маркер (не имеет значения)
  • Бумага
  • Сканер (редко)
  • Мышка
  • Корел+Люстра
  • Шоп
  • Индизайн
  • Пауэр поинт
  • Пинтерест
  • Иногда планшет Ваком

В процессе работы некоторые параллельно слушают музыку, смотрят ситкомы, а вот ты чем разбавляешь свой рабочий процесс?
Когда как. Чаще музыку слушаю. (Подпеваю тихонечко ? ) Иногда своей болтовней разбавляю. Смотрю обзоры матчей Эн-би-эй в первой половине дня ?

Блицвопрос. Леброн Джеймс или Коби Брайант?
Коби. Осталось несколько игр… Он завершает карьеру, закрывая за собой целую ЭПОХУ.

Какие вещи, ресурсы или конкретные люди тебя вдохновляют?
Cложный вопрос, на который я предельно полно и точно ответить не могу.

Вдохновляет меня музыка — это однозначно. Баскетбольный мир (игроки, события). Из ресурсов я слежу постоянно за Бехансом. Там куча проектов которые подстёгивают, восхищают, становятся ориентиром качества. И слежу за огромным количеством студий, агентств. Но прям вот кайфую из под Pentagram, Sagmeister & Walsh. Опять же еще много студий, в том числе и смежных профессий (архитекторы, дизайнеры интерьеров), которые могут выстроиться в большой список. А людей подавно больше. Каждый по своему вдохновляет.

Проект, которым ты гордишься.
А нет такого ?

Все впереди?
Да. Я знаю что может мне помочь, но пока я этого не постиг ?

А что тебе может помочь в том, что когда-то в будущем будешь гордиться своими работами?
Ну проекты должны быть реально значимым для общества. Должны реально помогать человеку. Тут не всё от меня зависит ?

Но всё же…

И есть еще один момент. Не из этой темы. Но то, чего я еще не постиг. Это тема, недавней рекламной кампании в ФБ от «Холмурадов дизайн» — переосмысление того наследия, которое у нас есть. Выход на свой, иной вектор развития.

Я вот смотрю твое портфолио на Бехансе. Почему у тебя в портфолио так мало работ, а на Дрибле их вообще нет?
Тут 2 момента:

  1. Пока идет такой мощный поток заказов, нет надобности показывать работы.
  2. Потому что это всё требует времени. Подача работ требует порой почти столько же усилий сколько и сам проект.

Это по Бехансу. А Дрибл я всё никак не распробую. Кстати, инвайт мне достался от самого сайта через несколько лет после регистрации. Тогда я там сидел ?

Скорей всего, скоро появится аккаунт «Мото мото» на Бехансе. Возможно тогда пополнится и мое портфолио. Сейчас залез на Беханс. Я забыл даже какие там проекты ?

Поговорим о «Мото мото». Какими проектами вы заняты сейчас?
Основной фокус сейчас на бренд-дизайне — айдентика и упаковка. Потихоньку движемся в полноценный брендинг (стратегия+визуалка). И отдельное направление — в диджитал. Социальные сети и веб.

Я ознакомился с вашей пэдээфкой. Вашей клиентской базе можно позавидовать, но при этом у вас нет веб-сайта. Точнее кроме заглушки и ПДФ-а больше ничего нет, почему?
Ну мы это… Делаем его ? Скоро будет.

Ну как всегда бывает, когда речь идет о своем сайте, никак рука не доходит?
Да ? Но мы плотно работаем уже над этим.

Расскажи о рабочем процессе в «Мото мото» на примере одного проекта.
Над конкретным не буду. Там всегда есть личные моменты и каждый проект проходит по-своему. Но есть общий сценарий. Почти как везде. Расскажу про бренд-дизайн. Какие-то моменты пропускаем, если проект легкий и уже есть наработанная инфа, опыт по нему.

Встреча с клиентом. Брифинг с клиентом. Потом брифуется команда. Далее — собираем инфу. Погружаемся в тему, ищем актуальные исследования, смотрим по сторонам (аудитория, конкуренты, зарубежные кейсы). Собираем сводку, дополняем бриф и начинаем думать. Eсли проект сложный, после индивидуального сбора мыслей, общий брейншторм. Находим выход на какие-то решения. Собираем референсы по каждому решению. Либо утверждаем у клиента референсы, либо сами отсеиваем. Всё зависит от сложности задачи. Начинаем рисовать. Обсуждаем все принципиальные моменты по ходу. Утверждаем в команде. Далее мокапим, собираем презу и к клиенту.

Далее клиент либо вносит, либо не вносит правки. Собираем исходники и сдаем. В зависимости от клиента и задачи либо презентуем всё разом, либо разбиваем на этапы.

Давай поговорим о дизайне в Узбекистане. Какова ситуация с ним сейчас?
Всё плохо и хорошо одновременно. Он в зародыше. Дизайн в Узбекистане как Феникс, который возрождается и быстро, не успев развиться до окрепшего организма, умирает ? Не хватает очень остро специалистов. Почти все либо уезжают, либо теряются с радаров, работая на удалёнку с неместными заказчиками.

Ты наверное слышал о «Дрибл-митапе» и «Беханс портфолио ревью». Как ты думаешь, если что-то подобное у нас организовать, это будет кому-то интересно? Люди придут смотреть, задавать вопросы?
Я не знаю точный формат «Дрибл-митапа», но его можно провести. Интерес будет точно. И подтянется тусовка ? Тем более Андрей Давликанов уже участвовал в Московском митапе. Может поделиться опытом.

А «Беханс портфолио ревью» — посложней тема. Мне кажется её нужно дополнить приглашёнными гостями (хотя я не знаю насколько это всё по регламенту мероприятия).

Ты бы выступил с презентацией? Если да, о чем бы рассказал?
Я бы выступил. у меня есть 2 готовые темы, которые я могу рассказать — про типографику и про айдентику. Хотя я ужасный рассказчик ? Но я бы выступил с более углублённой темой в бренд-дизайне.

Ты читал недавний пост Азамата про AdWeek? Там он довольно жестко, по крайней мере по нашим, местным меркам, прошелся по работам студентов. На фоне этого, у него на страничке в Фейсбуке начались споры: некоторые утверждали, что так критиковать новичков не стоит, потому что могут близко к сердцу воспринять и вообще забросить это дело. А некоторые, наоборот, его поддерживали, объясняя это тем, что нужно вещи своими именами называть и если их (новичков) изначально лелеять, то они не будут работать над собой и не вырастут в крутых дизайнеров. Какова твоя позиция в этом вопросе?
Я во многом по этой статье с Азаматом согласен. Я на ходу её читал, не успел прокомментить.

Я придерживаюсь второй позиции. Но как все говорят, нужно направлять новичков. Аргументировать свои высказывания, подкидывая инфу для изучения. Если не указывать на то, что делаешь не так, роста не будет. Не будет роста, не будет клиентов. Нет клиентов, идёшь в другую профессию.

То есть тот, кто хочет стать профессиональным дизайнером, должен научиться, в первую очередь, правильно воспринимать критику, направлять свои эмоции в правильное русло?
Ну, наверное всем, вне зависимости от профессии, нужно научиться воспринимать критику. А дизайнерам и подавно. И еще надо быть честными перед самим собой: решил ты задачу или нет. Если ты не справился, то чего обижаться? ?

Какие книги должен прочитать любой специалист твоей области?
Было бы хорошо разобраться помимо композиции, цвета с типографикой. Т. к. у нас с этим — прям беда. Почитать Феличи — «Типографика. Шрифт, вёрстка дизайн», «Основы стиля в типографике» — Р. Брингхерст, Королькова — «Живая типографика»

Что посоветуешь начинающим дизайнерам, коллегам?
Общаться с коллегами, со старшими товарищами, тем более ФБ сближает. Только надо уметь спрашивать ? Копаться самому в интернетах. Есть куча всяких лекций, видеоуроков на Ютубе. Читать рекомендованные книжки. И самое главное — работать, много работать, включать мозг и набивать руку ?

Какие у тебя планы на будущее?
Я об этом не задумывался — о том, кем я себя вижу в будущем. Есть четкие планы: хочу заниматься любимым делом, завести семью и путешествовать.

Удачи тебе во всем этом и спасибо за интересную беседу!
Взаимно! Очень интересные вопросы!

Поделиться
Отправить
Запинить
 104   2016   дизайнеры   интервью